19 сентября происходило заседание Отдела о богослужении, проповеди и храме. Был заслушан доклад Подотдела о проповеди. В докладе указывались причины малоразвитости и маложизненности современной церковной проповеди и меры, способные усилить и поднять ее. В качестве причин, влияющих отрицательно на постановку проповеди у нас, указывалось на плохую постановку гомилетики в семинариях, теоретичность и недостаточность урочных часов. Признавалось необходимым в данном случае взять пример с постановки науки о проповедничестве в Англии (колледж Сперджена) и, отчасти, у сектантов-баптистов в их семинариях. Указывалось, что необходимо переменить сложившийся взгляд на характер и цель проповеди. В проповедях у нас всегда говорится об идеалах Царства Божия, идеалах святых и об условиях достижения этого идеала. Но (почти) не говорится, как быть честным в исполнении своего повседневного долга. Подотдел признает, что, раскрывая идеалы Царства Божия, в проповеди необходимо освещать и повседневную жизнь. Многие проповедники говорят проповеди обличительным языком. Желательно иметь проповеди утешительного характера, а обличать может пастырь, имеющий уже достаточный авторитет. В качестве практических мероприятий в целях поднятия проповедничества Подотдел полагал бы учредить при кафедральных соборах особую должность епархиального проповедника, проповеди которого заменят практикующуюся ныне безжизненную очередную проповедь. С другой стороны, Подотдел признает необходимым организацию проповеднических кружков, как епархиальных, так и благочиннических. В эти кружки входят известные и выделяющиеся проповедники епархии и благочиний, которые в нужных случаях посылаются по приходам. В частности, Подотдел находит необходимым образование такого проповеднического кружка и на Соборе, члены которого будут проповедовать в храмах Москвы. Так как Подотдел о проповеди не кончил еще своих занятий (было всего лишь три собрания) и доклад его является незаконченным, председатель богослужебного Отдела архиепископ Евлогий спрашивает, угодно ли собранию обсудить прочитанное из доклада Подотдела или отложить обсуждение до того времени, когда Подотдел закончит всю свою работу и представит доклад в полном виде. Принимается последнее. Вместе с тем признается необходимым высказаться по существу доложенного Подотделом в целях указания и обращения внимания его на ту или иную сторону доклада или чего-либо в нем пропущенного. Выступающие ораторы ука-ывают на необходимость обратить более серьезное внимание на школу и постановку в ней гомилетики. Пишущий эти строки указывает, что, по его мнению, в докладе мало оттенен самый важный вопрос, от которого зависит действительная перемена в положении проповедничества в нашей Церкви. В то время как в Католической и Протестантской Церквах проповедь составляет необходимую часть богослужения, у нас на этот счет совершенно другие взгляды. Все зависит от личных взглядов и личной инициативы как на местах, в приходах, так и в епархиях. Приезжает один епископ, убежденный в необходимости проповеди, — проповедничество в епархии, если не поднимается, то, во всяком случае, признается. Приезжает другой, держащийся взгляда, что наше богослужение в силу присущих ему красот способно влиять на душу лучше самой знаменитой проповеди, — все внимание сосредотачивается на благолепии богослужения, о проповеди отлагается попечение. Одни прямо заявляют, что был бы хороший хор, а проповедь не так важна. Так же различно смотрят на значение проповеди и сами священники. Следовательно, вопрос о значении и важности проповеди и ее положения в богослужении у нас решается до противоположности различно. Чтобы говорить об изменении нашей проповеди, необходимо прежде решить именно этот основной вопрос: что же проповедь — необходимая часть богослужения или без нее можно обойтись? Вот когда мы решим этот вопрос в положительном смысле, тогда уже и можно будет говорить о действительных мерах поднятия проповедничества. А главное, тогда необходимость этих мер действительно встанет перед нами и будет всеми признана. Что касается учреждения особой должности епархиального проповедника при кафедральных соборах, то, по мнению того же лица, оно совершенно не нужно; раз там будет свой причт (по идее, лучший в городе) и раз проповедничество будет признано необходимой частью богослужения (а это, без сомнения, повы-сит проповедь). Учреждение этой должности тем более излишне, что при мысли об учреждении ее встает много вопросов: кто будет этот проповедник, в каком отношении он будет стоять к причту собора, из каких источников будет идти ему вознаграждение и, что главнее всего, не будет ли это проповедничество казенной должностью и новым начальством над сельским духовенством и не сведется ли вся его предполагаемая широкая проповедническая деятельность к объемистому годовому отчету. В этом же смысле высказывались и другие ораторы.
Решено обсуждение доклада отложить до разработки его Подотделом в полном и законченном виде. По предложению некоторых лиц председатель Отдела ставит на обсуждение вопрос об образовании проповеднического кружка на Соборе. Священник Востоков вместе с тем рекомендует устройство членами Собора в Москве лекций по религиозно-нравственным вопросам и рассылку этих лекций в печатном виде для священников по всей России. Оратор очень подчеркивает необходимость этой меры, к которой, по его словам, его побуждают просьбы многих интеллигентных лиц из разных мест, главным образом с заводским населением. Вместе с тем, признается крайне необходимым немедленно же в помощь духовенству, сельскому особенно, не имеющему часто материальной возможности выписать какой-нибудь проповеднический журнал, помещать при «Церковных ведомостях» и в «Церковно-общественном вестнике» проповеди современного жизненно-практического содержания.Что касается мер, которые могли бы повысить проповедь по епархиям, выступающие ораторы указывают на необходимость устройства по епархиям проповеднических курсов и образования особых проповеднических кружков по благочиниям. Этой последней мере, как именно мере повышения проповеди не путем предписаний и распоряжений сверху, а, так сказать, путем органическим, путем организации местных сил, ораторами уделяется особенное внимание.
Член Собора священник П. Чельцов
Опубликовано: Смоленские епархиальные ведомости. 1917. No 22. С. 116–119.