С Церковного Собора

14 октября в актовом зале семинарии в заседании Отдела о миссии с большим интересом был заслушан доклад японского священника-миссионера о. Симеона Mии. О. Симеон — природный японец, владеющий русским языком настолько, чтобы без особенного, по-видимому, труда делиться пережитым и перечувствованным, дал ряд любопытных сообщений по вопросу о распространении христианства (в форме православия) в Японии. Самое ценное в сообщенном о. Симеоном докладе — это его, по-видимому, полная объективность и отсутствие того, что нередко наблюдается в подобного рода докладах: рисовки и преднамеренного подчеркиванья своих заслуг и успехов. Говоря о размерах распространения христианства в Японии, докладчик откровенно указал на то, что 10-20 лет тому назад православие больше привлекало к себе, чем в самое последнее время. Причину этого явления о. Симеон видит в том, что в прежнее время православному миссионеру приходилось иметь дело с совершенно почти нетронутой массой народа, так что туземным религиозным верованиям противоставлялось исключительно почти одно православие. За последнее время, с громадным наплывом американских и английских миссионеров, представителей главным образом сектантствующих христиан, православная проповедь сказалась заслоненной этими последними, и число обращенных в православие значительно упало. Но, убежденный в правоте и внутренней силе православия, о. Симеон, открыто смотря в глаза действительности, отмечает, с одной стороны, доброе, культивирующее влияние христианской проповеди вообще; христианизация японской жизни идет сравнительно быстро вперед, и если проповедь сектантствующих задерживает рост православия, давая, по словам о. Симеона, поверхностное знакомство с христианством, то все же она делает и доброе дело, ставя японцев на такую ступень восприятия христианских истин, с которой они нередко без большого труда переходят в православие. Любопытно отметить, что красота православного богослужения служит, по словам о. Симеона, лучшим средством к распространению его как среди язычествующих японцев, так и среди пленных сектантствующими проповедниками из христиан. Отмеченная выше уверенность в силе православия привела японских миссионеров и к другой, ясно и сознательно проводимой ими идее — превосходства при распространении православия положительной проповеди и открытого богослужения пред практиковавшимся лет 20 тому назад обличением языческих верований и подчеркнутой борьбой с этими верованиями. Докладчик выражает уверенность, что совершенно мирная проповедь и добрая жизнь обращенных в православие сделают свое дело и поставят Японию в ряд европейских христиански-просвещенных народов.

С. Веселовский 

Опубликовано: Голос свободной Церкви. 1917. No 129.