О Церковном Соборе

Братья христиане! В скором времени случится в нашей Церк ви важное событие. Предстоит Собор Церковный. На нем будут обсуждаться церковные нужды, возникшие в последнее время. Знаете ли вы, что такое Церковный Собор и зачем он собирается? Господь Иисус Христос повелел важнейшие церковные дела и вопросы решать общим голосом всей Церкви. Например, заблудившего от пути истины брата никто не может отлучить от Церкви, кроме всей Церrви. «Аще Церковь преслушает, буди тебе яко язычник и мытарь». Когда требовалось разрешить какой-нибудь вопрос касательно веры или обрядов, или церковных правил — канонов, собирались представители Церкви и решали его. Первый Собор был еще во времена апостольские. Апостолы составили в Иерусалиме Собор, на котором положено было не принуждать христиан из язычников к обрезанию и соблюдению Моисеева закона. Соборные постановления считаются обязательными для всех и это вот почему. Каждый человек, как бы он ни был превознесен в Церк ви и какими бы правами ни пользовался, может впадать в ошибку, иметь пристрастие. Постановление одного лица не свободно от заблуждений, а постановления целого собрания верующих имеют великое значение. Устами Церкви говорит сам Дух Святый. Он просвещает и руководит общим церковным сознанием. Господь Иисус Христос обещал верующим Духа Св. Утешителя, который научит нас всему. Отдельным лицам, например, пастырям Церкви для их высокого служения, подаются особые благодатные дары Св. Духа. Но отдельное лицо не способно вместить в себе благодать Св. Духа настолько, чтобы считаться непогрешимым судиею среди собрания верующих. Такую полноту благодати имеет только Церковь, все общество верующих христиан. Однако не нужно понимать Церковного Собора в том смысле, что под ним разумеются все без исключения верующие. Общее собрание всех верующих немыслимо по множеству их. Не найдешь такого места, где бы могли собраться все верующие. Собираются и составляют Собор только уполномоченные от той или другой частной Церк ви, по преимуществу предстоятели Церквей, епископы. Но в Соборе могут принимать участие члены причта и миряне. Так именно у нас и предположено. Съедутся на Собор епископы, клирики и миряне, выбранные от каждой епархии. Вы не совсем ясно представляете себе цель будущего Собора Русской Церкви. Вы не привыкли к Соборам и совсем не слышали о них. Это потому, что Соборов в нашей Русской Церкви давно не было. Давно уже мы не пользовались дарованным нам правом располагать свою внутреннюю церковную жизнь согласно требованиям времени, изменять обряды, богослужение, пользоваться свободою христианскою в деле устройства христианского быта. Все мы хорошо видим, что в нашу церковную жизнь проникли разные неустройства. Много нехорошего творится в нашем церковном управлении, в церковном суде, в церковных законах. Укажу вам как на неустройство церковное — на разъединение современных паств с архипастырями. Так, архипастырь или епископ должен жить одною жизнью со всеми нами, наставлять не только пасомых, но и пастырей — пресвитеров, должен зорко наблюдать за чистотою веры и жизни, творить духовный суд, быть за всех ходатаем, отцом. Между тем у нас епископов архипастырей мало, и живут они в губернском непременно городе. Оттого они мало знают паству, а паства их. Не только миряне, но даже и священники совсем не видят своих архипастырей или видят очень редко — раз или два во всю жизнь. Какое же может быть общение архипастырей с паствою и влияние первых на вторую? Все дело наших священноначальников ограничивается бумагой, на которой они пишут свои постановления. Такой порядок вещей не только не приносит пользы Церкви, но положительно вреден. Для блага церковного необходимо было бы возобновить прежнее устройство Церкви, когда каждая поместная Церковь, ограниченная небольшим кругом людей, жила тесною жизнью со своим архиереем, сама его выбирала, как и остальных клириков — священников и диаконов, и считала своим духовным главою. Немало и других вопросов из церковной жизни пришлось бы решить Собору. Только бы Господь Бог благословил труды его, умирил нас, чад Церкви, раздираемых смутою и расхищаемых волками. У всех нас, братие, цель одна — соединение верою и познание Сына Божия, пока мы все не достигнем мужа совершенна в меру возраста исполнения Христова. Объединимся мыслию о пользе св. Церrви и пожелаем успеха нашему первому Всероссийскому Церковному Собору. Наша Православная Русская Церковь состоит из множества христианских общин, или приходов. Как клеточки тела, православные приходы должны чувствовать между собою живую связь и входить в тесное общение. Члены прихода, объединяясь местными приходскими интересами, не должны забывать более общего и широкого христианского сближения с членами других приходов, чтобы составилась великая Поместная Русская Церковь, осуществляющая завет Христа «да вси едино будут». Средством к такому сближению между христианами разных приходов и к взаимному общению будет служить Церковный Собор. Отсюда вы можете судить о важности предстоящего события, о том, какое он будет иметь значение для нашей Русской Церкви. Вы слышали о том, что новым Временным правительством издан особый указ о веротерпимости. Этим указом наше светское правительство и гражданская власть признают за всеми российскими гражданами право на свободу религиозной веры и убеждений. Отныне каждый русский подданный может исповедовать какую угодно веру, молиться Богу, как подсказывает совесть. Отныне дана полная свобода всем многочисленным религиозным сектам христианским и нехристианским, какими богата наша русская земля. Наши старообрядцы уже воспользовались данною свободою и начали оживлять свою приходскую деятельность. Помимо этого, они обратились для оживления своего религиозного быта к известному средству: устраивают старообрядческие съезды, называя их Соборами, и на них решают религиозные вопросы и споры. Оживилась деятельность и других сект, почувствовавших свободу. Молокане, живущие на Кавказе, стали издавать свой духовный журнал, в котором призывают своих единомышленников сплотиться ради общих религиозных интересов. Вы видите, таким образом, что жизнь и время побуждают и нас проснуться от долгого сна. Иначе «спящим человеком приидет враг и посеет плевелы между пшеницей». Опасность вражьего вторжения особенно ясна после того, что сказано об изданном законе веротерпимости. Нам, православному русскому народу, нужно крепко объединиться и выработать общим голосом меры для защиты православной веры и Церкви. Опасность ныне отовсюду: со стороны людей ученых и гордых умом, впавших в неверие и соблазняющих к тому же увлекающуюся молодежь. Опасность от разных сектантов и раскольников, которые не замедлят распространить среди православных свои заблуждения. Как ни крепка наша Церковь и как ни велика по сравнению с иномыслящими сектами, но и она может подвергаться опасности. Во время сильной бури на море опасность угрожает и большим кораблям. Тонут и они, когда кормчий не обладает достаточной опытностью. В настоящее бурное время всем верующими чадам Православной Русской Церкви необходимо подать друг другу руку и дружно выйти навстречу стихиям. Но чтобы сознательно отнестись к предстоящему Собору, понять все его значение, необходимость и важность, вам, братие, необходимо быть осведомленными о всем происходящем, о всех событиях, которые переживает Церковь. Посмотрите, как приверженцы старого обряда и других сект живо и сознательно интересуются всем, что происходит среди них: читают свои журналы, ведут переписку, шумят, спорят. А мы ко всему этому живому делу как-то холодны. Нам все кажется, что церковные дела должны решаться церковною властью. Нет, братие, далеко не так. Еще раз напомню вам, что к Церкви принадлежите вы так же, как и мы; что в теле важны одинаково все члены и все должны принимать одинаковое участие в жизни нашего тела, или, как говорят люди ученые, организма. Все и каждый, по мере сил и разумения, должны послужить для Церкви Божией. Ведь вот интересует же вас наша политическая жизнь, борьба партий, Государственная дума. Читаете вы с большим интересом, как решается вопрос о земле, о свободе и пр. Точно так же относитесь и к делам церковным; считайте своей обязанностью знать и читать о всем, что происходит в Русской Церкви. Теперь никто ничего не таит, и наши церковные газеты и журналы не таят ран и болезней Церкви. Оттуда вы узнаете все и о предстоящем Церковном Соборе, о его деяниях, вопросах, которые будут решены, о нуждах, требующих удовлетворения. Обращаюсь, братие, ко всем вам с просьбою и убеждением. Не будьте равнодушны к вере, интересуйтесь судьбами св. Православной Церкви, будьте деятельными христианами. Поверьте, что Церковь стоит на таком основании, которое поколебать не могут никакие враги до тех пор, пока мы сами тверды в нем. Если же мы потеряем веру в евангельские начала и станем слушать то, что говорят наши церковные враги, — поверьте, — смутам не будет конца в нашем истерзанном отечестве. Ведь Церковь в любом государстве — это такая крупная величина и такая сила, которая одна в состоянии поддержать общественный порядок и уважение к закону, одна может спасти наше государство от распадения. Подумайте крепко об этом и оставайтесь верными сынами Церкви.

Прот[оиерей] И. Галахов

Опубликовано: Духовная беседа. 1917. No 36. С. 319–322