На Церковном Соборе, в одном из его заседаний, была произнесена прекрасная речь Кишиневским архиепископом Анастасием. Владыка Анастасий предупреждал Собор от страстности в соборных суждениях: он говорил, что Господь является не «в духе великом», сокрушающем горы, а нужно почувствовать «глас хлада тонка», т. е. умиротворенность души, некий неземной покой, чтобы услышать голос Божий в своей совести. Так прекрасно говорил Кишиневский архипастырь. Действительно, каждый член Церковного Собора должен вымолить у Господа угодное ему решение церковных дел. Каждый член Собора должен отрешиться от себя, от своих взглядов, предвзятых решений и желаний — в волю Божию. Тогда общим разумом, просветленным чистой молитвой, и будет открыта на Соборе та истина, которая нужна сейчас Церкви Русской. Собор должен вынести такие решения, чтобы они сразу захватили всю душу, обрадовали, оживили весь церковный народ, чтобы все верующие почувствовали, что на Соборе живет благодатная сила, оживотворяющая, а не убивающая душевные силы верующих душ. Если же Собор пройдет незамеченным для верующего народа, если он пройдет мимо жизни, мимо запросов духа, которыми полна жизнь, и если жизнь на него никак не откликнется, то ясно, что Собор не исполнит своих церковных обязанностей, иначе говоря, будет Собором неудачным, малоцерковным. Этого нужно опасаться более всего! Безжизненность и внежизненность соборных постановлений — это для Церкви будет величайшим бедствием. Да избавит Господь нас от этого наказания за грехи наши. Между тем, у Собора сейчас целый ряд вопросов первоклассной важности, на решении которых Собор может доказать, что он служитель духа, а не буквы. Таковы вопросы о приходе, о единоверии, о старообрядческой белокриницкой иерархии, о богослужении, об организации миссии и пр. В решении этих вопросов наш нынешний Собор должен проявить свой творческий дух: скажу не обинуясь, что, может быть, Собор должен будет вынести новые канонические узаконения, т. е. дать Церкви Русской новые каноны, которыми Русская Церковь и должна будет руководиться. Но эти новые церковные узаконения нужно вымолить у Бога, выстрадать; эти узаконения должны носить в себе творческий церковный дух…При этом, однако, нужно твердо помнить, что этот творческий дух не может явиться следствием краснобайства, взаимных споров и, тем более, нелепых взаимных укоризн, хотя бы и на почве духа канонов. Нет, в канонических установлениях нужно не только видеть их букву, но и почувствовать их творческий дух; тогда каноны не будут вызывать беспринципных споров. Творцы канонов устраивали, созидали церковную жизнь. Священные каноны имели в виду только эту цель. Поэтому, если мы сейчас на основании буквы канонов оттолкнем кого-нибудь от Церкви, если в забвении духа канонов будем смотреть на них, как на клетку, в которую мы должны запрятать всю живую жизнь, то проявим вопиющее невежество и в канонах, и в понимании церковной истории. В этом заключается большая опасность! Если все члены Собора прекрасно изучат все каноны, если они напишут чрезвычайно осторожные и обоснованные на канонах постановления, но если эти постановления никого не обрадуют и ничего к церковной жизни не прибавят, то воистину можно будет сказать: всуе трудились созидавшие. Да не будет этого! Пусть Дух Святой, Дух Животворящий, Дух истины Божией наставит отцов нашего Собора на всякую истину и умудрит их строить церковную жизнь во славу Божию; и да сохранит нас Господь от застарелой привычки охранять церковную жизнь формальными запретами и уродовать ее требованием фронтового порядка и подчинения, как это было в скверные времена церковной жизни, когда ее безжизненность и считалась у начальства лучшим порядком.
Епископ Уфимский Андрей
Опубликовано: Биржевые ведомости. 1917. 9 октября. No 16484