Открытие Всероссийского Поместного Собора было таким церковно-народным торжеством, подобных которому не часто видела даже сама благочестивая Москва в последние два столетия. Дни 15 и 16 августа живо напомнили те великие исторические моменты, когда вся Москва собралась на Красной площади к Лобному месту, чтобы выразить свое отношение к волнующим народную душу вопросам. Участники и свидетели этого торжества чувствовали себя как бы перенесенными в XVII век ко временам Патриархов Иова и Гермогена, — тем более, что и состояние нашей родины, особенно в виду совершающихся грозных событий, во многом напоминает времена «лихолетья». 15 августа, согласно утвержденному церемониалу, члены Собора направились в большой Московский Успенский собор; к Кремлю потянулась и вся Москва, трамваи шли переполненными. Открыты были лишь Спасские ворота и через них во избежание замешательства и давки было допущено лишь ограниченное число из многих тысяч желавших попасть на торжество открытия Собора. Уже при самом вступлении в священный Московский Кремль волнение охватило душу. Сколько великих воспоминаний! Какою седой, но родною стариной пахнуло на членов Собора! Кремлевские соборы, Иван Великий, Чудов монастырь — каждое здание, каждый, можно сказать, камень будил в душе образы прошлого. Неудивительно, что на всех лицах читалась сосредоточенная серьезность и сознание важности переживаемой минуты. В 9 часов начался благовест большого колокола с Ивана Великого, и члены Собора из мироварной палаты, которая была предоставлена для раздевания, перешли в Успенский собор, где прикладывались к мощам Московских святителей. Литургию совершали три митрополита: Киеский Владимир, Тифлисский Платон и Петроградский Вениамин. Среди присутствующих виднелись фигуры Родзянко, Керенского, Львова, кн[язя] Трубецкго и др. Во время богослужения около 60 епископов прибыли в собор и заняли место посредине на особом возвышении. По окончании литургии протопресвитер Н. Любимов прочитал положение об открытии Всероссийского Поместного Церковного Собора, заканчивающееся предложением произнести исповедание вере; члены Собора запели Символ веры.ьВ определенном порядке члены Собора затем направились в Чудов монастырь приложиться к раке святителя Алексия, после чего открылось шествие всего Собора через Спасские ворота на Красную площадь. К этому моменту туда уже прибыли крестные ходы из всех московских церквей и в воздухе высились сотни хоругвей. Величественное, захватывающее зрелище представляла собой Красная площадь! Не только она сама, но и прилегающие улицы были буквально залиты народом, — это было целое море голов. От Спасских ворот до самого Лобного места шел непрерывный ряд московских святынь — чудотворных икон, и сами собой смиренно склонялись перед ними головы идущих членов Собора. Во все время, как ожидали прихода архипастырей, народ не переставал петь тропарь Успения Богоматери, при чем инициатором пения являлся сам же народ, по преимуществу женщины. Когда архипастыри заняли свои места на Лобном месте, началось молебствие по особому чину, причем в пении опять принимал участие весь народ. Высоко поднимались руки и широко осенял себя крестным знамением православный люд. Картина была трудно поддающаяся описанию — нет слов, чтобы передать ее, — ее нужно видеть, чтобы понять все ее величие. Нужно представить себе многие десятки тысяч народа, наполнившего громадную площадь; нужно вообразить себе, как над этим людским морем высятся множество чудотворных древних икон, древние корсунские кресты, сотни богато украшенных хоругвей, блистают на солнце золотые облачения духовенства, а в воздухе стоит гул от звона кремлевских и ближайших к Кремлю церквей. Тогда станет понятно, что сердца участников торжества трепетали от духовного восторга и слезы умиления невольно навертывались на глаза.
В этот день как-то ощутительно чувствовалось, что Москва с ее святынями и благочестивым населением — действительно сердце Руси православной и биение этого сердца отзывается во всем великом организме народа русского. При виде этого многотысячного собрания молящегося народа невольно думалось — нет, не погибла еще Русь православная, крепка еще вера в нашем народе русском, и если эта вера спасла отчизну в годы тяжелых испытаний, то, быть может, по милости Божией, спасет еще раз в наступившую годину бедствий. По окончании молебствия архипастыри в сопровождении членов Собора вернулись в Успенский собор. Этим и закончилось торжество 15 августа. Участникам его пришлось пробыть на ногах с 9 часов утра до 3 часов пополудни, но духовная радость была так велика, что никто и не думал об утомлении, все мысли были устремлены к пережитому торжественному моменту.
Первое заседание Всероссийского Церковного Собора происходило 16 августа в храме Христа Спасителя. Обширная внутренность храма в этот день представляла необычный вид: посредине было устроено возвышение с седалищами для старейших иерархов, по направлению к алтарю шли скамьи для других архиереев, архимандритов, игуменов и митрофорных про то иереев — все это было покрыто красным сукном; по бокам расположены места для остальных членов Собора. Литургию совершал митрополит Московский Тихон в сослужении своих викариев — Димитрия Можайского и Арсения Серпуховского. После причастного стиха протопресвитер большого Московского Успенского собора Н. Любимов произнес одушевленное слово на текст «Дайте вы им ясти». В своем слове о. протопресвитер говорил о том, что Собор составлял в течение двух веков заветную мечту всех любящих Церковь и болеющих ее нуждами; вчерашнее торжество (открытие Собора) свидетельствует о чаяниях русского православного народа, которые соединялись с Собором. Не было никакого особого оповещения, но народ собрался в числе многих десятков тысяч; кто видел эти тысячи молящегося народа, собравшегося на торжество Церкви, должен понять, что не погибло религиозное чувство в душе русского человека. Свое слово о. протопресвитер закончил обращением ко всем членам Собора отдать свои силы, знания и дарования на служение Церкви. «Богомудрые архипастыри, — говорил о. протопресвитер, — вы, которые получили сугубую благодать от Господа, научите, как жить в дому Божием; люди науки — принесите ваши знания, вашу опытность для решения церковных вопросов; вы — миряне — поделитесь своею любовью, своим горячим религиозным чувством и помогите нам всем вещать слово истины».
По окончании литургии открылось торжественное шествие иерархов во главе с митрополитами из алтаря на средину храма; их было более 60, все облачены в мантии. И невольно в уме воскресали картины того отдаленного прошлого, когда такие собрания русских епископов не были особенно большою редкостью; невольно в душе возникало сожаление о том, что наша отечественная Церковь в течение двух столетий была лишена возможности слышать общий голос своих иерархов. Когда все уселись на отведенные им места, старейший митрополит Владимир Киевский объявил заседание Собора открытым. Так совершилось это историческое событие, которого так долго ожидала Церковь! Первое заседание Собора все было посвящено оглашению приветствий от различных учреждений, — мы не приводим их, так как большинство уже оглашено в печати. От имени Временного правительства говорил министр исповеданий А. Карташев, от имени Государственной думы — председатель ее М. В. Родзянко. Во всех приветствиях звучала одна основная мысль: на Собор обращены взоры всего русского парода, от него ждут призыва к единению, которое так нужно родине в переживаемое ею смутное время. Ораторы (П. А. Миртов) указывали на то, что не напрасно собрался Собор в такой тяжелый момент, когда русские люди перестали понимать друг друга, когда развившаяся до последней степени партийность расшатывает основы государственной жизни. При таком положении единственное спасение — в единении; пусть Собор проявит святую власть — пусть отсюда — из Москвы, откуда некогда раздался голос св. Патриарха Гермогена, громко прозвучит голос Собора обезумевшему народу — остановитесь! Остановитесь, ибо пришел последний час! Этот соборный голос будет услышан: пусть не думают, что вера совсем угасла в народном сердце, — она оживает перед лицом смерти, — так, идущий в бой невольно вспоминает и шепчет молитвы.Чтение приветствий продолжалось и на втором заседании Собора (17 августа); были приветствия, между прочим, от верховного главнокомандующего и всех чинов ставки, которые выражали надежду, что при помощи авторитетного голоса Собора рассеется туман, заволакивающий сознание русского воина, и он вспомнит, что у него есть крест на груди, — просили Собор поддержать дух армии и возжечь пламень веры, могущей воскресить Русь. Теплое приветствие от Московского университета произнес князь Е. Н. Трубецкой; были приветствия от Галиц[ийс]кой Церкви, от православных латышей, от православных испанцев Аргентины, от православной общины в Биаррице, от Арабского епископа, от Всемирной конференции Англиканской Церкви в Америке и др. На этом же заседании были постановлены и решены вопросы: об издании обращений от имени Собора ко всему русскому народу и к армии, паломничество членов Собора в Троице-Сергиеву лавру, об устроении всенародного моления с установлением перед ним трехдневного поста. Возбужден был также вопрос о средствах содержания Собора, при чем М. В. Родзянко высказал, что необходимо предложить правительству ассигновать потребную сумму (2 млн руб.) из средств Государственного казначейства, а министр исповеданий заявил, что им уже внесено такое предложение и он надеется, что эта сумма будет ассигнована, хотя, быть может, с некоторыми ограничениями. Состав Собора самый разнообразный, без преувеличения можно сказать, что здесь присутствуют представители всех слоев русского общества: около 80 епископов, множество архимандритов, священники, диаконы и псаломщики, профессора высших учебных заведений — духовных и светских, преподаватели средней школы, народные учителя, юристы, высшие гражданские чины, военные генералы, солдаты, матросы, крестьяне и т. п. — всех 586 лиц. Соборная палата помещается в зале Московского епархиального дома, непосредственно соединяющемся с Церковью, — это создает впечатление, что Собор заседает в храме. Для предварительной разработки вопросов, подлежащих решению Собора, образован 21 Отдел, — они обнимают все стороны церковной жизни. Работа предстоит Собору громадная: надлежит пересмотреть самые основы церковного устройства, решить назревшие неотложные вопросы, выдвинутые новыми условиями жизни. Теперь пока вся работа сосредоточена в Отделах, которые заседают утром и вечером; кроме того, ежедневно происходят частные совещания по отдельным вопросам, причем в целях лучшего их освещения профессоры нередко предлагают членам Собора общедоступные лекции.
Член Собора Я. Сперанский
Опубликовано: Ставропольские ЕВ. 1917. No 33/34. С. 1066–1072.